Marie (ice_gry) wrote,
Marie
ice_gry

Category:

"Всё о Золушке", Московский театр мюзикла, блогпоход

Музыка - Раймонд Паулс, переложение для театра группы СЛОТ
Либретто - Сергей Плотов по идее Дмитрия Быкова
Режиссер-постановщик - Олег Глушков
Сценография - Вадим Воля
Художник по костюмам - Ольга-Мария Тумакова

Не помню точно, что именно привлекло меня в этом мюзикле, когда он вышел. Имена Дмитрия Быкова и Раймонда Паулса на афише? А может быть, сама афиша, вызывающая ассоциации скорее с "Алисой в Стране Чудес" Тима Бёртона, чем со сказкой о Золушке?
Так или иначе, на "Всё о Золушке" мне хотелось попасть несколько лет. И вот наконец...
Прекрасная музыка Раймонда Паулса (этот спектакль с музыкальной точки зрения оказался на голову выше тех немногих отечественных мюзиклов, на которых я была), отменные голоса, чудное исполнение музыкальных номеров, красивые костюмы, танцы - все составляющие великолепного мюзикла.
... и на самом деле я не очень люблю мюзиклы за то, что часто этими составляющими они и ограничиваются. Шикарное шоу, но не более того.
"Все о Золушке" - приятное исключение.



У отечественного зрителя сказка о Золушке в первую очередь ассоциируется с советским фильмом с Яниной Жеймо в главной роли. Вышедший на экраны сразу после войны, этот фильм проникнут надеждой на светлое будущее, оптимизмом, верой в сказку - всем тем, что так требовалось в непростой послевоенной жизни.
И насколько та "Золушка" соответствовала своему времени, настолько "Всё о Золушке" отражает наше.

"А сказки - ложь. Дурацкий бред. И ни намёков, ни уроков в сказках нет!"

Разочарованность в жизни, местами доходящая до лёгкого цинизма. В чудеса здесь не особенно верит даже Золушка (за что на неё тут же обижаются мыши - мол, а говорящие мыши тебе не чудо?). Гротескная и даже страшноватая, несмотря на красочность, реальность, в которой вольготно себя чувствует разве что мачеха - пробивная бизнес-леди, у которой в прямом смысле длинные руки (изображаемые сопровождающим её повсюду ансамблем), и эти руки она способна запустить в чьи угодно дела, повернув их в свою пользу.



А помните добряка-лесничего, который и в сказке Шварца, и в фильме вызывал сочувствие и симпатию? Здесь мы испытаем к этому персонажу совсем иные чувства - да, в сюжете присутствует намёк на то, что его заколдовала жена-ведьма при помощи шарфа, которым она то душит мужа, то использует как поводок; и всё же мы понимаем: прятать голову в песок, уверять себя, что всё хорошо и правильно, когда всё очень, очень плохо - это, в общем-то, его сознательный выбор, и этот выбор превращает его в существо, больше напоминающее деревянную куклу, чем человека.
Король находится в депрессии - власть не принесла ему никакой радости, а вот первую и единственную любовь он потерял. Фея-крёстная - обиженная жизнью женщина, которая так долго лелеяла в себе обиду, что в конце концов эта обида стала ею. А бал - да уж, на королевский бал мы тоже взглянем без розовых очков и поймём, что, пожалуй, Золушке на балу делать и правда нечего.



А чудо всё-таки произойдёт! Разве одно то, что в этом мире остаются люди, способные искренне мечтать о любви - не чудо? И их любовь действительно преображает мир вокруг - пронимает даже охранников-вышибал, которым дан приказ прогнать Золушку от дворца.



И всё-таки счастливый финал не будет таким уж лёгким. И таким уж счастливым. Честно говоря, закрадывается даже мысль, что здесь автор либретто подыграл героям, чтобы не расстраивать зрителей.
Но верить надо именно в такой финал. В то, что любовь спасёт мир. В то, что все будут жить долго и счастливо и умрут в один день. (Рано или поздно умрут все, жизнерадостно напоминают нам перед самыми поклонами :)) Без этой веры нет смысла жить - надо уходить в другую сказку или превращаться в одного из безымянных гротескных персонажей на унылом королевском балу.

Конечно, "Всё о Золушке" - не детская сказочка, и несмотря на красующийся на афише рейтинг 6+, не стоит туда тащить ни трехлеток, ни шестилеток. И не то чтобы на сцене происходит что-то непонятное - просто... Сатира там совершенно взрослая, чтобы проникнуться иными номерами, требуется мало-мальский жизненный опыт, "сказочный" сюжет развивается медленно (настолько, что первое действие, пожалуй, получилось чересчур статичным), а пояснений по ходу действия потребуется много. Дети, конечно, разные бывают, но по мне, так это честные 12+ (собственно говоря, именно этот рейтинг и получил спектакль изначально).
Зато взрослые зрители точно получат море удовольствия - и не только от эффектного зрелища, но и от остроумного текста, который хочется разобрать на цитаты, и от количества отсылок к другим произведениям - от "Обыкновенного чуда" до "Летучей мыши" ("стрельба глазами" сводных сестёр Золушки). Да и "Золушка" Шварца время от время угадывается в чертах своей младшей сестры. Нынешняя злая мачеха тоже будет лелеять намерение поссориться с соседями - и аргументировать его как-то ужасно знакомо... Насколько злободневной была "Золушка" Шварца - настолько же порой попадает в цель "Всё о Золушке".
Это не просто сказка.
И - намёки и уроки в ней уж точно есть.

Огромное спасибо Московскому театру мюзикла и сообществу moskva_lublu в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!
Tags: театр, театр: отзывы, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments