Marie (ice_gry) wrote,
Marie
ice_gry

"Дракула", театр на Юго-Западе, блогерский поход

Фантазия на тему по одноимённому роману Брэма Стокера
Постановка и сценография - Валерий Белякович
Звуковое оформление - Михаил Коротков
Художник по свету - Вячеслав Климов
Художник по костюмам - Ирина Бочоришвили

Вообще-то и слово "вампир", и сам образ вампира в нашем представлении в последние годы настолько огламурились, что рассуждать о них серьезно как-то неловко. Вампиры притягательны для человечества не более и не менее, чем поп-звезды; можно, конечно, и в этом разрезе задуматься о темной стороне человеческой души, но как-то мелковата получится эта темная сторона.
Может быть, поэтому вампиров из юго-западного "Дракулы" совершенно не тянет называть вампирами. Слово "носферату" подходит им больше, сохраняя изначальную зловещесть.
Почему людей так тянет на темную сторону - куда менее привлекательную, куда более страшную, чем кажется со стороны? За что ты готов предать и продать собственное "я"? Деньги? Власть? Невероятная харизма? Сексуальная привлекательность? Острые ощущения?
А их ведь действительно много среди нас - и им вовсе не обязательно пить кровь по-настоящему, чтобы быть теми, кто они есть...
.... но, впрочем, песня не о том, а о любви.

В сюжете спектакля сплетаются две линии: Лондон и лондонцы (условный девятнадцатый век) и история Дракулы. Первая - гротескна, иронична и почти пародийна, вторая - серьёзна и трагична. Нас точно подталкивают к выводу о том, как измельчал род человеческий, да и трудно не сделать этот вывод, глядя, как лондонцы - глуповатые, жадные до наживы и развлечений - моментально теряются и становятся какими-то ненастоящими, стоит в их общество войти Владу Цепешу - довольно невзрачному и некомильфотному на их фоне... но это только первый миг, а уже во второй он безнадёжно затмевает их всех своей сокрушительной харизмой.
Только вот Вильгельмина тоже часть этого общества - вселилась в неё душа Елизаветы, покончившей с собой жены Влада Дракулы, или всё-таки не вселилась, не очень ясно, да и не так уж важно - важно то, что именно в ней эти две линии сходятся и приводят нас к закономерному финалу.
Открытому?
Счастливому?
"Никто по-настоящему не мертв, когда его хоть кто-то любит".
При всей своей беспощадности к жадному до власти и прочих бонусов роду человеческому, "Дракула" содержит в себе мощнейший заряд света и надежды. Обратный путь с темной стороны есть, и путь этот лежит через любовь. И покаяние, и прощение возможны - но только через любовь. Любовь и самопожертвование спасают души от самой страшной тьмы.
... да, всё-таки счастливому.
Каюсь в том, что пропустила мимо ушей весь финальный монолог, потому что не могла оторвать ни взгляда, ни малейшей крупицы внимания от Алексея Матошина и Карины Дымонт. Между ними творилась какая-то невероятная магия, и жертвовать ею ради выводов, которые могу сделать самостоятельно, не хотелось. Важна была не мораль, которую можно было бы извлечь из этой истории - важно было то, что происходило между двоими, которые наконец обрели друг друга навсегда и только-только начали это осознавать, которые должны были быть навеки прокляты - и обрели свет; между тем, кто весь спектакль был источником вековой тьмы, страдал от этого и не верил в прощение (в том числе и потому, что сам не собирался никого прощать - собственно, на ненависть ко всему живому у него были довольно веские причины) - и вдруг увидел свет, который его принял и вернул ему всё то, что он любил и потерял - и той, которая пожертвовала собой, спасая его - и в итоге спасла их обоих.
Смерть - освобождение.



Даже если бы единственным сильным моментом спектакля была его финальная сцена - я бы всё равно назвала его обязательным к просмотру.
Однако спектакль-то хорош целиком.
"Дракулу" я смело могла бы внести в список идеальных спектаклей, которые мне хотелось бы показать тринадцатилетней себе. Он невероятно красив (изумительная работа со светом), очень стилен (зеркала, черно-белые костюмы), остроумен и при кажущейся развлекательности крайне глубок. Не зря высчитывала состав, чтобы увидеть в роли Дракулы именно Алексея Матошина - после него ни один из киношных вампиров не может показаться настоящим в принципе; совершенно фантастическая пластика, мягкие "кошачьи" движения, молниеносные перемещения по сцене - и ты уже веришь, что перед тобой и впрямь не совсем человек, который при необходимости может и в летучую мышь перекинуться, и туманом просочиться в любую щель, если ему это потребуется... Просто потому что человек так двигаться не может.
Невероятно.



Конечно, Матошин затмевает всех - Дракуле положено.
Но как не упомянуть замечательного Андрея Санникова в роли Рэнфилда - вот он, человек, пожелавший присоединиться к носферату, "продавшийся", как он сам себя характеризует - и оказавшийся слишком слаб для хлынувшей внутрь тьмы, корёжащей его, терзающей, превращающей в отвратительного упыря - который всё-таки борется за то, чтобы оставаться человеком, и кается, кается... и слишком боится повелителя-Дракулу для того, чтобы в своём покаянии быть совершенно искренним...



Или Елену Шестовскую - Люси - которую тянет во тьму чуть ли не от скуки и пресыщенности, которая не внемлет предупреждениям о том, что будет проклята - вряд ли понимая вообще, что означает это слово - и которую спасает в итоге тоже любовь, пусть не жизнь, но душу её спасает...
Или чудесного Михаила Беляковича - Джонатана - невозможно поверить, что тот же самый человек несколько дней назад был жутким Боренькой-мордоворотом; симпатичный, нелепый, гомерически смешной персонаж - трусоватый, жадный, хвастливый - но, кажется, действительно добрый и действительно любящий свою Мину...
Или Дениса Нагретдинова - Морриса - тугодума, постоянно задающего дурацкие вопросы в искреннем желании понять ("а почему в сердце только один осиновый кол?"), или Евгения Бакалова - доктора Сьюарда - так впечатлённого историями о вампирах, что периодически ищущего у себя во рту клыки, или Фарида Тагиева - Артура, жениха Люси, любящего и теряющего её...
Или Олега Леушина - профессора ван Хельсинга - и рассказчика, приковывающего наше внимание к этой истории, которая всего лишь легенда - или не легенда вовсе...



Или Карину Дымонт, которая была просто идеальна в роли Вильгельмины - или Елизаветы - той, которую действительно стоило ждать, искать, страдать по ней все эти сотни лет.



Отличный спектакль. Сходите. И не пугайтесь толп подростков. Окружавшие меня дети так и просидели оба действия с разинутыми ртами.
Да и я тоже, что греха таить.




Огромное спасибо Московскому театру на Юго-Западе и сообществу moscultura в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!
Tags: Дракула, ЮЗ, музыка, театр, театр: отзывы, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments