?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Олег Леушин по одноимённому роману Оскара Уайльда
Постановка и сценография: Олег Леушин
Звуковое оформление: Михаил Коротков
Художник по свету: Вячеслав Климов
Художник по костюмам и гриму: Ольга Иванова
Хореограф-постановщик: Сергей Захарин

What can change the nature of a man?

Спектакль бил по эмоциям напрямую, минуя мозг, и стоит теперь перед глазами яркими вспышками, образами, картинками, решительно не желая раскладываться по полочкам.
Видимо, и отзыв получится такой же.

Вроде бы и не дают нам ответа, кто же победил в споре Белого и Чёрного о человеческой природе - никто, ничья.
Но за кем моральная победа - очевидно. За тем, кого просят о новом пари, конечно. Просят и Чёрное, и всё человечество.
Сманипулировать дьяволом так, чтобы тот самостоятельно начал заступаться за род человеческий - это надо суметь.
Трололо.

Наверное, именно поэтому "Портрет Дориана Грея" не придавливает, хотя мог бы. Он воодушевляет. Потому что финал - это победа Белого. Это прощение. Это свет.



Белое в исполнении Олега Леушина - такое ироничное и на первый взгляд довольно отстранённое божество, наблюдающее и не вмешивающееся.
На самом деле это не совсем так, Белое ведёт с Чёрным свою игру, не такую уж очевидную, заставляя противника поверить в свою победу - вот Бог отвернулся от Дориана, а вот уже и во всём человечестве разочаровался.
Хотя по-настоящему-то он от Дориана ни на секунду не отворачивался - иначе не появилась бы в пьесе Анджела и герой не получил бы шанс раскаяться.
Сцена с Анджелой, впрочем, сумбурна и довольно затянута; её начало прекрасно, но дальше её разговор с Дорианом начинает ходить по кругу.
Однако её появление подталкивает героя к тому, чтобы честно признаться самому себе - он страдает, он раскаивается, он хотел бы всё исправить и начать с чистого листа, но как?



Впрочем, меня унесло куда-то очень сильно вперёд.

Чёрное в исполнении Фарида Тагиева - это сгусток энергии, фантастическое обаяние - притягательность дьявола. Это Мефистофель и лорд Генри одновременно - чёрт и эксцентричный английский джентльмен, идеально вписывающийся в светское общество. К нему невероятно тянет, под его обаяние попадаешь моментально, даже не особенно прислушиваясь к тому, что он говорит - быстро-быстро, забалтывая, затуманивая сознание.
Стоит ли удивляться, что Дориан сразу повёлся - большая часть зала сделала то же самое.



Дориан у Михаила Грищенко фантастический, раскрывающийся постепенно, вглубь.
Прелестное, но довольно пустоголовое создание вначале - к нему идеально подходит фраза "прелесть какой дурачок" - очаровательная улыбка и полная неспособность потратить на мыслительный процесс дольше нескольких секунд.
Тем не менее, что-то же есть в нём, за что его так любит Бэзил, видя в нём идеал - и безуспешно пытаясь спасти этот идеал от лорда Генри.
Детская наивность и чистота, сердце, открытое всем. Жаль, что ума к этому сердцу не прилагается.
Но уже скоро любовь преобразит этого юношу, придав его красоте внутреннее содержание - и сделав его действительно привлекательным. К сожалению, ненадолго.



Бог её знает, почему меня не очень впечатлила Алина Дмитриева в роли Сибиллы Вейн - но вообще-то задача перед актрисой стояла архисложная, гениально сыграть гениальную игру... впрочем, а кто сказал, что Сибилла действительно была гениальной актрисой? Кто её игру до рокового последнего спектакля вообще видел, кроме Дориана? Которому влюблённость глаза застила - а общественное мнение немедленно убило влюблённость; в сцене плохой игры Сибиллы смотреть-то надо было не на неё, а на него, он ведь сам-то даже не сразу заметил, что играет она откровенно плохо, и только заметив чужое разочарование, разочаровался сам.

И всё-таки в любовь Сибиллы к Дориану я как-то так и не успела поверить. Тем более что есть в спектакле персонаж, чья любовь к Дориану прямо-таки бросается в глаза - совершенно чистая и платоническая, но именно любовь.
Сергей Бородинов в роли Бэзила немедленно притягивал внимание к себе, это один из самых сильных образов в спектакле - может быть, потому что именно светлый и любящий. К Сибилле как-то не успеваешь привязаться, за Бэзила душа болела всю дорогу - это чувство потом стало моральным камертоном для меня ближе к концу спектакля: отрицательный Дориан очень привлекателен и дьявольски убедителен в своей проповеди жизни-наслаждения, но простить ему Бэзила невозможно.



Поцелуй - это отдельная история: внезапно, мощно, страстно - и страшно, потому что ни разу не про любовь; унизить, подавить, уничтожить, а главное - заткнуть рот человеку, который единственный ещё может быть твоей совестью. На Бэзила после этого поцелуя было страшно смотреть - его будто ударили по лицу.

Дориан, пошедший вразнос и погрязший в пороке - у этого образа своя эволюция: привлекательный подонок - отвратительный монстр - страдающий грешник. Он ведь действительно страшно страдает - и вызывает сочувствие в конце.
Вообще очень интересно было смотреть, как Грищенко делает свою роль, вначале точно отталкиваясь в чём-то от Белого-Леушина, затем от Чёрного-Тагиева; но не копируя, а развивая во что-то своё и в конечном итоге соединив в себе белое с чёрным (а потом ещё и сразившись со своей "чёрной" стороной, которую на портрете изображал Владимир Курцеба). Это было очень сильно и честно, и я теперь с утроенной силой хочу увидеть Михаила в "Комнате Джованни".

Помимо исполнителей ключевых ролей, в спектакле заняты артисты, которых язык не поворачивается называть "массовкой", настолько яркие там местами образы, пусть и остающиеся зачастую на заднем плане: то светское общество, то театральная публика, то лондонское "дно".
Но я всё равно отдельно упомяну Антона Белова, потому что история лорда Эштона - это было что-то космическое, даром что Антон ни слова не произнёс, это было просто несколько минут молчания над рухнувшей (разрушенной Дорианом) жизнью, но какого молчания! В зале, кажется, дышать забыли.
Лорда Эштона тоже поглотил портрет, как и остальных жертв Дориана.



Портрет живой; уловка с отвлечением внимания зрителя была простейшей, но я попалась и не увидела, как Грищенко и Курцеба в первый раз поменялись местами; впечатление было сродни восторгу ребёнка, которому показали фокус - как это так, только что он был здесь, и вот уже на портрете?
Этот нехитрый трюк использован в спектакле несколько раз, и каждый раз я попадалась, хотя считала себя искушённым зрителем. Я даже первого появления Дориана не заметила - все ждали его из одной кулисы, а он появился из другой.
Пустячок, а приятно иногда в театре снова стать ребёнком, удивляющимся чудесам.



"Портрет Дориана Грея" мне показался по-хорошему подростковым; если составлять перечень спектаклей, на которые я сводила бы тринадцатилетнюю себя, он бы туда точно вошёл. На него хочется вернуться даже не сразу после выхода из зала - знаешь, что хочешь вернуться, уже после первой пары сцен. Он действительно воодушевляет - и победой Света, и победой Дориана над самим собой, пусть даже не совсем понятно было, осознана ли эта победа, отдавал ли он себе отчет, что ничего никогда невозможно начать с чистого листа - иногда надо верить, что можно. Ведь именно убежденность, что ничего нельзя исправить, превратила Дориана в того, кем он стал. Но раскаяться не поздно никогда.
И вышвырнуты из портрета демоны, которыми стали совершённые Дорианом злодеяния - и на портрете он вновь остаётся один.
Нет, не один. За спиной его - Белое и Чёрное.
Эта музыка будет вечной, этот спор будет вестись за каждую человеческую душу.
А выбор всё равно за человеком. Белое не вмешивается.
Почти.




Фото с сайта театра и сайта Анастасии Журавлёвой ( http://www.zhuravleva-photo.com/dorian )

Comments

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner